Берлин - Фогельзанг - Гросс-Долльн - Вюнсдорф 2004
Достаточно неожиданно у меня появилась возможность провести пять свободных дней в Берлине. В первый же
день поехал на Александерплатц, совершил ритуальное шествие по Унтер-ден-Линден в сторону Бранденбургских
ворот. Теперь, естественно, там можно пройти и дальше, прямо под воротами, и оказаться там, куда раньше
было попасть невозможно. Место, где проходила сама стена теперь отмечено прямо на мостовой каменной дорожкой
с металлическими табличками, что именно здесь стена и проходила. Теперь, разумеется, можно ходить везде,
например посмотреть вблизи на рейхстаг.
Думаю, что не нужно вновь и вновь описывать изменения, происшедшие с Германией и Берлином за эти годы. Два
разных города слились в один. Постараюсь ограничиться собственными впечатлениями, тем, на что обратил внимание:
В Берлине стало много приезжих из других стран. Очень часто встречаются женщины в мусульманских головных
уборах.
Русскую речь можно услышать достаточно часто. В переходе между станциями метро однажды видел немецкого
старика с аккордеоном; при помощи инструмента и голоса он издавал ужасные звуки, но в них угадывалась
мелодия старой песни Пугачёвой "Этот мир придуман не нами..." Слова он читал с листа, при этом разобрать
их было почти невозможно... Но коммерческий расчёт был, разумеется, на наших соотечественников. И ещё,
как-то раз в вагон метро вошли два парня с гитарой и скрипкой, похоже поляки. Они немного поиграли какое-то
попурри, а потом стали собирать деньги, извиняясь при этом перед пассажирами на разных языках. Начали они
с немецкого, а после этого сказали следующую фразу на русском: "Прощение за нарушение вашего беспокойства!"
И только потом они стали извиняться на польском.
Появилось много велосипедистов - в принципе типично ГДР-овский транспорт, но раньше в Берлине их как-то не
замечал. А теперь - у каждой станции метро - "прикованные" к оградам велосипеды ждут своих хозяев, очень
много людей ездит туда-сюда по всем улицам.
Удивила большая группа "панков" на Александерплатц - все были с собачками. Представьте нашего панка с мопсом
на поводке, получилось?
Автомобиль "Бугатти" в витрине магазина - никогда раньше живьём "Бугатти" не видел. Кстати, ни одной нашей
машины за все дни не встретил. Трабант встретил 3 раза и 1 раз Вартбург. Все машины - достаточно новые,
редко - "коллекционные" старые Мерседесы, или что-то вроде. Движение - спокойное, упорядоченное, не то, что
в Москве.
Великолепно работает метро и S-банн. Очень сложная сеть линий, но если разобраться - очень удобный транспорт.
Расстояния между станциями - короткие, любая точка города (кроме окраин, разумеется) - в пределах нескольких
минут ходьбы от станции. Отличные стыковки с пригородными поездами. (Кстати, до Фогеля из центра города -
1 час 20 минут, 2-3 пересадки, до Вюнсдорфа - 1 час)
Пиво стоит в магазине 0,7 евро за бутылку, в гастштеттах - примерно в 2 раза дороже. Дороговато стоит выпить
баночку колы или чего-то подобного - больше 1 евро (но не пить же там колу :-) Жевательные резинки - в 2
раза дороже, чем у нас. Розы - 10 штук за 2 евро, хотя и с маленькими бутонами.
На второй день поехал в Фогель. Прямо на вокзале Фридрихштрассе (там пересекаются жел. дорога, метро и S-банн)
в справочном центре получил распечатку с несколькими вариантами, как доехать до Фогеля. Интервалы между
вариантами - 20-30 минут. Поехал до Ловенберга без пересадок на поезде, а дальше - на автобусе. Железная
дорога от Ловенберга до Темплина капитально ремонтируется, поэтому там временно ходят автобусы. Водитель
автобуса перед отправлением сходил (!) посмотреть - не осталось ли кого заблудившихся на перроне! Ехали от
Ловенберга минут 20 до Цеденика, в дороге разговорился с немолодой дамой - бывшей учительницей из Нойштрелица.
Нас помнят, нас вспоминают тепло, с ностальгией. От остановки в Фогеле пошёл пешком в сторону железнодорожного
переезда. У границы леса на дороге стоит шлагбаум, рядом табличка с указанием, что это частная собственность.
Правда, написано, что собственник - земля Бранденбург, что ходить опасно, но прямого запрета нет. Разумеется,
обратно я не пошёл. Дорога к гарнизону подзаросла, стала темнее. Издалека видно белое пятно - это на воротах
висит большая доска. написано, что территория закрыта, что это опасно и поэтому проход запрещён. И что этот
объект - совместная программа каких-то предприятий по рекультивации и борьбе с безработицей. Дома за забором
выглядели неплохо. Я постучал в висящую рядом с воротами гильзу, но на мой стук никто не вышел. Значит,
охраны нет. Тогда, разумеется, я перемахнул через забор и пошёл к школе. Дома по дороге к школе - все заброшены.
На одном из домов слева висела уже немецкая табличка, что здесь кафе, но стёкла в уже современных дверях
были выбиты. Видно пытались что-то сделать в первое время после нашего ухода. Кафе (слева от дороги около
клуба), где у нас был выпускной, стоит заброшенное, но с целыми витринами. Клуб - тоже пустой, все двери
открыты, внутри - ничего, немного хлама. Все остальные дома, которые видел - тоже заброшены, никого живого,
все двери открыты. Некоторые окна выбиты. Вся территория заросла молодыми деревцами и бурьяном.
Теперь о нашей школе. Стоит родимая на месте. Штукатурка желтая кое-где поотлетела. (Кажется, раньше школа
была серой, или я уже забыл?)(все верно, серой - Д.М.) На стене - след от таблички с названием школы.
Внутри - всё пусто, двери открыты, предметов интерьера никаких вообще нет. Обошёл всё. Большая картинка на
стене в коридоре младших классов сохранилась частично. В классах - пустота. Только в кабинете немецкого
языка у потолка сохранилась надпись на немецком, что знание иностранного языка обогащает и свой родной. А
в другом кабинете сохранилось изречение Пржевальского, что-то вроде того, что "ещё жизнь прекрасна, потому
что можно путешествовать". Я ощутил абсолютное согласие с этим изречением.
Вышел из школы, прошёл туда, где стоял раньше танк. Постамент сохранился, стена за ним тоже, но надписей
никаких уже нет. Четырёхэтажные дома и пятиэтажка - тоже на своих местах. Побродил там. Потом вновь подошёл
к школе. Взял в руки острый камешек и впервые в жизни стал писать на стене, стараясь глубоко процарапать
буквы.
Получилось такая надпись:
СШ № 33
ГСВГ
17.09.04
Обвёл её рамкой. Не знаю, сколько простоит ещё школа, но хоть такая табличка на ней будет. Немного постоял
ещё у школы, повспоминал и пошел солнцем палим...
Прошёл пешком до Фогеля и отправился в сторону Цеденика к повороту на Грос-Дольн. Свернул туда, немного
прошёл по дороге. Тут же остановилась машина (я не голосовал), водитель спросил, куда я держу путь.
Обрадовался, узнав зачем я здесь, довез меня до части, где я тогда жил. Самой части (стояла она в лесу)
вообще нет. Только несколько бетонных плит рядом с дорогой, такая площадка небольшая сохранилась.
Железнодорожная ветка, которая шла в часть, разобрана, есть только следы насыпи, да пара шпал в земле. Вся
остальная территория убрана подчистую, ни малейшего следа домов и всех других сооружений нет. Только лес.
Висит табличка (любят они это дело), что здесь находится какая-то лесная испытательная станция. Сохранились
старые высокие буки, росшие раньше между домами, но некоторые из них уже упали. На земле валяется старый
скворечник. Больше никаких следов войсковой части, "приравненной к батальону"... Даже угадать нельзя, где
стояли дома. Только осталась дорога, бывшая главной в части, но бетонные плиты с неё убраны, стала она
просто просёлком, очевидно лесник ездит.
Думаю, что такая же судьба ожидает и территорию бывшего гарнизона в Фогельзанге. Побродил ещё немного среди
растительности и отправился в сторону Цеденика.
На дороге опять тут же остановилась машина (без голосования) и опять та же реакция водителя на мой рассказ.
Довёз до Цеденика. Прошёл по главной улице. В городе изменилось мало - только новые вывески, больше
соответствующие современной жизни. Все дома стоят на месте, что-то ремонтируется, что-то сохранило тот
особый запылённый шарм. Мост, наконец, починили, теперь можно пройти по нему. У вокзала сел на автобус и
вернулся в Ловенберг. Так закончилось моё паломничество в места юности. Немного грустно, да что поделать...
Через день поехал в Вюнсдорф. Опять такое же удобное сообщение с центром Берлина, много вариантов для
поездки. От вокзала идёт дорога в сторону Берлинер-штрассе, там все выглядит типично немецким. Сразу хочу
уточнить, что в Вюнсдорфе я жил в очень раннем возрасте, поэтому общее расположение городков я представлял
себе только по карте. Спросил у немцев, как пройти к Дому офицеров. По дороге видел несколько заброшенных
домов и несколько уже реконструированных, там живут люди, территория выглядит благоустроенной. Всё, что ещё
не реконструировано - огорожено забором из сетки с запрещающими проход надписями. Территория вокруг Дома
офицеров и стадиона огорожена. Прошёл туда через дырку в заборе со стороны генеральских коттеджей. Все
здания на территории первого городка выглядят неплохо, законсервированы. Все окна и двери закрыты листами
фанеры, всё сделано прочно, без инструментов не вскрыть. От водосточных труб отведены дополнительные шланги
в сторону от фундамента, чтобы вода оттекала подальше. Очевидно, что дома решено не разрушать, предполагается
реконструкция. Да и жалко ломать было бы такие сооружения, как Дом офицеров. От памятника Ленину звоню
родителям, так как отыскать самостоятельно наш дом не смог бы. Иду какими-то дорожками, между зданий, на
которых ещё висят таблички с указанием звания и фамилии ответственного за противопожарное состояние. Вся
территория выглядит заброшенной, везде всё бурно разрослось. Совершенно сюрреалистически выглядит спортивный
городок возле больших казарм - представьте себе разные гимнастические снаряды в густой растительности.
Примерно 10-летние ёлки растут прямо под гимнастическими брусьями. Делаю ещё несколько звонков и по указаниям
отца отыскиваю 151-й дом, где мы жили в 66-69 годах. По пути приходится пару раз перелезать через ворота,
так как все проходные закрыты. Двор густо зарос, старая водокачка в окружении тополей, которые помнят моих
родителей молодыми, всё выглядит очень романтично. На стене водокачки сохранились мелкие надписи, сделанные
ещё в 60-е годы, например "Канев 1961-63". Делаю несколько снимков, брожу по окрестностям. Совершенно
неожиданно в памяти всплывают картинки из детства, узнаю некоторые места. Захожу на территорию какой-то
виллы, очевидно здесь жил какой-то большой начальник. Вилла огорожена, все окна накрепко закрыты, за одним
из стёкол висит табличка с указанием стоимости экскурсии в марках. Очевидно, первое время туда кого-то
водили, показывали. Теперь всё заброшено. У стены дома вижу прислонённую скульптуру - барельеф, изображающий
нашего солдата в каске с автоматом в полный рост. Лицо у него обращено прямо на меня, страшноватое такое,
видно солдатское творчество. Почему-то начинает казаться, что я его видел и прежде. Хотя маловероятно, чтобы
такая скульптура раньше находилась у виллы генерала, скорее всего откуда-то перенесли.
Брожу по гарнизону. Всюду приметы бывшей нашей жизни. Много разных надписей, табличек, настенных рисунков
того времени, например над входом в маленький спортзал - нарисованные фигурки борющихся солдат, значков
"Воин-спортсмен" и "Мастер спорта СССР".
Не спеша возвращаюсь в сторону Дома офицеров. Ещё раз звоню отцу, чтобы помог отыскать старые немецкие
бункеры, такие бетонные ракеты, которые помню по детству. Оказывается, это примерно в 3-х километрах, на
территории городка лётчиков. Для пешей прогулки уже нет времени, поэтому обедаю и иду на вокзал. Там вижу
большое объявление, что проводятся экскурсии как раз по этим бункерам, но последняя была в 16-00. Приходится
возвращаться в Берлин.
Вот такие у меня впечатления от этой неожиданной поездки, прежде всего от реализованной возможности оказаться
в местах своего детства. Конечно, впечатлений от поездки очень много, но хотелось прежде всего поделиться
именно ощущениями на ГСВГ-шную тему. Всё поросло травой, всё изменилось. Жалеть о том, что там нас сейчас
нет - было бы глупо. Мир сильно изменился. А вспоминать как мы там жили и росли - здорово. Это останется.
Классное объявление встретил в одном магазине в Берлине:
Написано кириллицей буквально следующее:
"Венн Ду дас лезен каннст, бист Ду кайн думмер весси"
В начало документа
© Фотографии - Евгений Волочко, текст - Андрей Балян 2004.
Оформление страницы © by Dmitry A. Mironov 2004.