История и описание аэродрома Темплин (Гросс-Долльн)

Данная статья является переводом статьи о аэродроме Темплин
из книги Лутца Фройндта "Советские ВВС в Германии: 1945-1994"
(Lutz Freundt: "Sowjetische Fliegerkräfte in Deutchland: 1945-1994")
и публикуется с любезного разрешения автора.
Статья прислана Майком Бартоном, британским энтузиастом, занимающимся историей ГСВГ.

На главную

Темплин

     Позывной: АСТОРИЯ ("Astoria") до начала 80-х годов, затем ЛЕОПАРД ("Leopard").

     Местонахождение: (ГДР) округ Нойбранденбург, ныне федеральная земля Бранденбург, 53001'50"N 013032'40"О, 58 км северо-северо-восточнее Берлина, высота над уровнем моря 64 м (порог взлетно-посадочной полосы SLB 27) и соответственно 60 м (порог взлетно-посадочной полосы SLB 09). Площадь 1.503.4 га;

     ВПП: 09/27 - 3.500 x 80 м, бетон, также 01/19 ЗВПП - Запасная взлетно-посадочная полоса (RSLB) 2.500 x 60 м, бетон. Главное направление, 0900, и соответственно, 2700;

     История: Построенный для Советской Армии, аэродром сегодня входит в состав биосферного заповедника "Schorfheide". Тем не менее, аэродром в этой местности был спроектирован еще до 1945 года, для нужд вермахта. Известен также как аэродром "Гросс-Долльн".

     Строительство: советский аэродром, был спроектирован в 1950/51 годах. Первая, подготовительная вырубка леса прошла осенью 1952 года. С февраля по октябрь 1953 года построены такие существенные части аэродрома, как ось ВПП, рулежные дорожки и стояночные площадки. Посадочная зона усиленная (60 см железобетона, из западной поставки!). Имея длину около 3.5 км, ВПП аэродрома являлась самой длинной ВПП на территории ГДР. Были построены городок для размещения личного состава и парк для техники. Во второй половине 1954 года построена запасная ВПП (север-юг) с рассредоточенными стояночными площадками, предназначенными для бомбардировщиков (например, Ту-16) по внешнему южному краю территории. В 1955 году работы (в т.ч. строительство КДП) были в основном завершены. В период 1969-1971 годов были построены защитные сооружения (тип 2A) для защищенного рассредоточенного размещения Су-7. В начале 70-х годов также дополнительно были построены площадки и ангары для обслуживания вертолетов.
     После 30-летнего интенсивного использования объект должен был подвергнуться, прежде всего на территории, непосредственно используемой для полетов, серьезной очистке и уборке территории. Соответствующее планирование закончилось в 1985/86 годах. В течение 1986 года немецкие рабочие колонны (из Управления строительства автобанов ГДР) прибывали на аэродром, чтобы привести в порядок обширную поверхность. Наряду с аэродромом в Тутове, работа в Темплине - одна из последних задач, которые были проведены на советских базах в ГДР.


     Эксплуатация: В 1955 году, непосредственно после завершения строительства, на аэродроме был размещен 787 иап (см. том 2, стр. 52). Сначала полк имел на вооружении МиГ-17 различных модификаций (окончательно выведены из состава к 1969 году) и одна эскадрилья с октября 1956 года имела МиГ-19. В 1957 году полк получил также Як-25M (1 эскадрилья, до 1961 года в строю). Затем, в период с января 1961 года по сентябрь 1971* года, преимущественно из МиГ-21 модификаций МиГ-21Ф-13 (1961-1969), МиГ-21ПФ (сентябрь 1961-1971*), МиГ-21ПФМ (1964-1971*), а также МиГ-21СМ (июль 1969-1971*).
     В период учений и в связи с плановыми полетами аэродром часто служил местом посадки для различных модификаций советских Ту-16 и Ту-22 (посадка для дозаправки).
     Дополнительно к этому, в течение 60-х годов Темплин также служил базой для внедрения новых видов вооружения в NVA (Nationale Volksarmee - ННА ГДР). В период августа-сентября 1966 года JG-8 (Марксвальде), а также в 1967 году JG-1 (Коттбус) получили на аэродроме Темплин новые МиГ-21ПФМ. Во время одного из таких перегоночных полетов 13 февраля 1967 года, МиГ-21ПФМ, предназначенный для эскадрильи JG-1 ВВС ННА ГДР, управляемый советским летчиком, по ошибке совершил посадку в западноберлинском аэропорту Тегель (во французском секторе Берлина). По свидетельствам очевидцев, машина к тому времени еще не имела никаких опознавательных знаков. Поняв ситуацию, пилот стартовал несколько минут спустя - с рулежной дорожки! - и машина продолжила полет в направлении намеченной цели.
     В начале 70-х годов произошла замена истребительного полка на истребительно-бомбардировочный. Последние машины 787 иап 3 сентября 1971* перелетели на базу Финов. Еще в течение сентября на аэродроме был дислоцирован 20 гв. апиб (ранее находившийся в Пархиме). Сначала его вооружение состояло из Су-7БМ (примерно до 1978 года) и с февраля 1974 года постепенно заменялось на более современные Су-17. Эти машины имелись различных модификаций - Су-17M, Су-17M2 (с 1976 года), Су-17M3 (май 1981 - 1991), Су-17M4 (апрель 1987 - 1994), а также двухместные учебные машины. 20 гв. апиб был в свое время первым авиаполком на территории ГДР, который был оснащен этим видом вооружения.
     После того, как в 1990 году (воссоединение Германии) Су-22М4, состоявшие на вооружении ННА ГДР были подробно изучены НАТО, штаб 16 ВА в Вюнсдорфе впервые содействовал в изучении похожего советского Су-17M4 на аэродроме Темплин 18 августа 1991 года.
     Непосредственно перед возвращением авиаполка на Родину, 12 марта 1994 года был проведен "День открытых дверей".
     С 70-х годов по причине достаточной длины ВПП, а также просторных стояночных площадок, база дважды в год использовалась для массовой перевозки войск (увольнение в запас и призыв) в ГДР. Весной и осенью регулярные рейсы совершали машины Аэрофлота Ил-18, Ил-62, Ил-86, Ту-114 (до 1978 года), Ту-134 и Ту-154. Маленькая станция "Фогельзанг" между городами Цеденик и Темплин служила как пересадочная станция. Отсюда солдат на грузовых автомобилях везли к аэродрому.
     Наряду со нерегулярными посадками "чужих" воинских частей, как, например, бомбардировщики Ту-16 и Ту-22 и их модификации, а также из-за строительных мероприятий на других объектах (например МиГ-23 / МиГ-25 из Финова, в 1984/85 годах), внимание НАТО привлекало временное размещение в 1979/80 годах более 30 Су-24. Впервые размещение такого вида вооружения произошло вне территории СССР.
     Аэродром с начала 70-х годов также служил для размещения вертолетов. В 1989 году 487 обвп ВВС 20 гв.А вновь был размещен в Темплине (штаб в Лихене). В череде масштабных изменений во время мероприятий вывода войск этот полк был переведен на аэродром Пренцлау, затем, в июне 1991 года в Вернойхен.
     5 апреля 1994 года произошел взлет последних Су-17 (2 эскадрильи) 20 гв. апиб из Темплина. После старта двухместного Су-17УМ (бортовой номер 82) в 10ч. 30 мин. местного времени, аэродром Темплин, спустя 39 лет после постройки, был оставлен советскими самолетами.
     В 1999 году был создан проект гражданского использования аэродрома. В настоящее время на территории аэродрома расположен испытательный центр фирмы "Мишлен" и несколько гоночных трасс.


Темплин-2

     Местонахождение: (ГДР) округ Нойбранденбург, федеральная земля Бранденбург, 53008'10"N 013019'10"О. 18 км северо-западнее аэродрома Темплин, расположен на территории "Annenwalder Brand". Высота над уровнем моря 61 м;

     ВПП: 16/34, 3.200 x 200 м, травяное покрытие;

     Примечание: полевой запасной аэродром / "природная ВПП". Построен в конце 60-х годов. Использование не известно. Сегодня находится на территории заповедника между Лихеном и Цедеником.

В начало документа

Hosted by uCoz